29–30 апреля сего года в Латвии состоялось 3-е собрание министров транспорта ASEM

29–30 апреля сего года в Латвии состоялось 3-е собрание министров транспорта ASEM на тему Development of Euro-Asia Multimodal Transport Linkages – Status Quo and Blueprints for the Future, цель которого – способствовать развитию мультимодальных транспортных соединений в Европе и Азии. Участники договорились улучшать евразийскую мультимодальную транспортную соединимость

Министры транспорта и руководители делегаций стран-участниц евразийского совещания (АСЕМ), Европейского союза (ЕС), международных транспортных организаций и учреждений, транспортных ассоциаций, ведущих предприятий отрасли транспорта и логистики, которые приняли участие в 3-м совещании министров транспорта АСЕМ, обязались способствовать улучшению мультимодальной транспортной соединимости между Европой и Азией. Тема саммита «Развитие евроазиатских мультимодальных транспортных соединений – существующее положение и перспективы будущего» отражает приоритеты Латвии в транспортной отрасли во время председательства в ЕС. Особое внимание было уделено развитию сухопутных соединений между Азией и Европой, изучению конкретных случаев и перспектив с точки зрения вовлеченных предприятий и международных организаций. Совещание состоялось в Риге (Латвия) 29–30 апреля 2015 г.

 

«Эффективная и мультимодальная соединимость является одним из предварительных условий дальнейшего углубления сотрудничества между Европой и Азией» – заметил Президент Латвии Андрис Берзиньш (Andris Berzins) на мероприятии открытия. Он подчеркнул роль латвийской отрасли транспорта и логистики в развитии как существующих контейнерных поездов между странами Балтии и Центральной Азии, так и будущих ответвлений нынешних линий челночных поездов из Китая с поставками в Северную Европу. «Европейская транспортная политика должна отражать глобализованную природу управления трансграничными цепочками поставок, в особенности между двумя крупнейшими торговыми партнерами мира – Европой и Азией», – добавил министр сообщения Анрийс Матисс (Anrijs Matiss). Таким образом, на саммите особое внимание уделялось развитию транс-евразийской цепочки поставок по железной дороге.

«Евразийское сухопутное соединение создает новые артерии соединимости между Азией и Европой; однако с увеличением спроса на транспортные услуги возникают проблемы», – заметил вице-министр сообщения Китайской Народной Республики Вэн Мэнъюн (Weng Mengyong). Среди них он упомянул отсутствие необходимой инфраструктуры, различные стандарты строительства инфраструктуры, а также недостаточные механизмы сотрудничества в области транспорта и недостаточную законодательную базу. Он озвучил несколько предложений по достижению безопасности и эффективности транспортных соединений. Одно из них – интегрированная низкозатратная система логистики, которая должна стать приоритетом для евразийских стран.

«Такой диалог на уровне министров транспорта АСЕМ не только улучшит взаимопонимание между министерствами, но и внесет свой вклад в увеличение грузопотоков и повышение комфорта пассажиров, а также будет полезен для экономики всех вовлеченных стран», – заметил министр транспорта России Максим Соколов (Maxim Sokolov) в интервью газете Dienas Bizness. – «Поскольку грузопотоки склонны выбирать наиболее удобные каналы, Латвия имеет преимущество – местонахождение на транзитных маршрутах между Европой и Азией, несмотря на то, что в настоящий момент основные панъевропейские коридоры не пересекают эту страну».

Некоторые участники саммита предоставили письменные ответы на вопросы Dienas Bizness о трудностях и проблемах европейско-азиатской соединимости, а также о роли Латвии в этом. «Что касается железнодорожных соединений, разница в ширине колеи железнодорожных путей действительно приводит к ненужным задержкам, поскольку груз приходится переносить на более широкую колею и обратно. Кроме того, в обеспечении сухопутной смычки между Европой и Азией участвует множество сторон», – написал президент и исполнительный директор порта Дуйсбург Эрик Стааке (Erich Staake). По его словам, многих клиентов все еще необходимо убедить, что железнодорожные соединения – это интересная альтернатива морским маршрутам, учитывая, что они намного быстрее, чем перевозка морским транспортом, и одновременно дешевле, чем воздушные перевозки. Благодаря своему стратегическому географическому положению Латвия может играть важную роль в евразийских железнодорожных соединениях.

«Железнодорожный транспорт подходит для многих отраслей и может интегрироваться в цепочки поставок клиентов», – отметил член правления восточного региона DB Schenker Rail AG Ханс-Георг Вернер (Hans-Georg Werner) во время одного из панельных заседаний. Среди данных отраслей он упомянул высокие технологии/электронику (ноутбуки), автомобилестроение (полностью транспортабельные запчасти), производство (пресс-формы, ядерное оборудование), а также потребительские товары (косметическую продукцию). «Есть три условия достижения евразийской соединимости с помощью железной дороги: взаимная совместимость (в техническом плане), инвестиции (в создание устойчивой сети) и инновации (повышающие эффективность и мощность)», – заметил генеральный директор Ассоциации европейской железнодорожной индустрии (UNIFE) Филипп Ситроен (Philippe Citroën).

«Hewlett Packard (HP) стал пионером грузовых перевозок по железной дороге, соединяющих Европу с внутренним и западным Китаем», – сообщил руководитель по цепочкам поставок в Европе, на Среднем Востоке и в Африке компании НР Фолькер Шмитц (Volker Schmitz). Среди основных проблем, постоянно требующих внимания, он упомянул безопасность, увеличение частоты движения поездов и рост объемов торговли на Востоке и нагрузки поездов, возвращающихся в Китай. Чтобы увеличить роль Латвии в цепочке логистики НР, «нам нужно найти возможности показать улучшение условий по отношению к нашим клиентам», – пояснил г-н Шмитц.

Президент компании COSCO Europe Джи Лин (Ji Lin) подчеркнул, что европейская инфраструктура в целом развита хорошо, но это развитие неравномерно распределено по регионам. Что касается Латвии, то COSCO будет обращать на этот рынок больше внимания благодаря географическим преимуществам. Компания изучит целесообразность начала оказания собственных услуг поставок в Ригу и развития интермодального транспорта по варианту «море – железная дорога» между Китаем и Балтией через Ригу.

Недопустимо длительное время пересечения границы в рамках европейских сухопутных маршрутов было одним из препятствий, упомянутых несколькими докладчиками на совещании. В своем выступлении начальник отдела развития транспорта и экономики отделения транспорта Экономической комиссии ООН в Европе (UNECE) Миодраг Песут (Miodrag Pesut) отметил, что на некоторых пограничных переходах евразийских железнодорожных маршрутов пересечение границы занимало почти три дня. В качестве второй проблемы была упомянута несбалансированность грузопотоков, направляющихся на запад и восток. По словам первого вице-президента Объединенной транспортной и логистической компании Ерхата Искалиева (Yerkhat Iskaliyev), количество порожних контейнеров в направлении Китая достигает 40 %. Чтобы внедрить гармонизированные технические требования по всей Европе и обеспечить баланс между стоимостью провоза по железной дороге и в автомобильной инфраструктуре, несколько рекомендаций предоставил исполнительный директор Союза европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний (CER) Либор Лохман (Libor Lochman). Что касается автомобильного транспорта, новые страны проявляют интерес к TIR (международной системе таможенного транзита), отметил генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Умберто де Претто (Umberto de Pretto). Однако время пересечения границы и неофициальные сборы остаются крупными проблемами.

«Это была очень важная встреча, которая выявила потребности, создаваемые увеличением объемов мировой торговли, а также продемонстрировала стремление заинтересованных сторон двигаться вперед», – отметила комиссар ЕС по вопросам мобильности и транспорта Виолета Булк (Violeta Bulc) в интервью Dienas Bizness. По ее словам, цель евразийского диалога – создать единое евразийское транспортное пространство, для чего необходимо не только соединить инфраструктуру, но и синхронизировать нормативную базу. «Влияние глобализации как одной из наибольших сил мирового развития и роста постоянно увеличивается, и транспорт – основное средство для этого», – отметила г-жа Булк на пресс-конференции. Появляется все больше сетей и создается множество партнерств, позволяющих удовлетворить потребности роста и соединимости в Евразии. «Европа уже сделала несколько полезных и положительных шагов для начала процесса расширения нашей основной сети TEN-T», – подчеркнула г-жа Булк. Недавно был подписан важный договор с Западными Балканами, который расширил сеть в направлении стран Азии. Начат диалог с Молдовой, Грузией, Арменией, Азербайджаном и некоторыми другими странами в регионе, которые внесут существенный вклад в создание нового Шелкового пути.

«Один из практических выводов, сделанных на саммите, предусматривает, что латвийский коридор цепочек поставок может стать хорошей альтернативной существующему маршруту челночных поездов Китай – Европа, которые следуют через польский город Малашевиче, позволяя организовать более прямые и эффективные поставки в Северную Европу», – признал исполнительный директор компании Samskip Van Dieren Multimodal Хенк ван Дирен (Henk van Dieren).

На совещании была принята Рижская декларация. Включенные в декларацию решения участников подчеркивают значимость евразийских мультимодальных транспортных коридоров и интермодальных, а также комбинированных цепочек поставок, связанных с ними как взаимодополняющие, надежные и конкурентоспособные транспортные решения, обеспечивающие дополнительную соединимость и служащие эффективным инструментом экономического развития и интеграции на евразийском континенте. Кроме того, участники признают рыночный потенциал экологически чистых железнодорожных перевозок между Азией и Европой в стремительно расширяющейся нише, которая удовлетворяет потребности своевременных решений логистики, заявляют о стремлении поощрять и координировать инвестиции в транспортную инфраструктуру в целях улучшения соединимости между Европой и Азией, улучшать цепочки поставки и совершенствовать правила пересечения границы. Совещание также достигло одной из поставленных целей – возобновить формат совещаний министров сообщения АСЕМ. Принято решение, что следующее совещание состоится в Азии в 2017 году, и несколько азиатских государств еще на встрече в Риге уже объявили кандидатуры принимающих будущее совещание.

Эгонс Мудулис (Egons Mudulis)

Dienas Bizness

Журналист

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

cover-a4 food te-02-2019

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер