Продукт в законе

E-mail

Особенности законодательного регулирования органики и диетических продуктов

 

В последнее время в продаже все больше органической продукции для диетического питания, биологически активных добавок и т.п. Эта продукция имеет специфические условия производства и реализации, что обусловлено специальными нормами и положениями законодательства. Предлагаем более детально проанализировать законодательные акты, регулирующие порядок производства и реализации данных товаров.

Прежде всего необходимо определиться с терминологией, применяемой в сфере обращения диетических продуктов. Так, в соответствии с положениями статьи 1 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», диетическая добавка – это витаминные, витаминно-минеральные или травяные добавки отдельно и/или в сочетании в форме пилюль, таблеток, порошков, принимаемые перорально вместе с пищей или добавляемые к пище в пределах физиологических норм для дополнительного по сравнению с обычным питанием потребления этих веществ. Диетические добавки также содержат или включают различные вещества или смеси веществ, в том числе протеин, углеводы, аминокислоты, съедобные масла и экстракты растительного и животного происхождения, считающиеся необходимыми или полезными для общего здоровья человека. Пищевые продукты для специального диетического потребления (использования) – пищевые продукты, которые специально переработаны или разработаны для удовлетворения конкретных диетических потребностей, существующих из-за определенного физического или физиологического состояния человека и/или специфической болезни или расстройства. И которые реализуются как таковые, в том числе продукты детского питания, питание для спортсменов и лиц преклонного возраста. Состав таких пищевых продуктов должен в значительной мере отличаться от состава обычных продуктов подобного рода, если подобные обычные пищевые продукты существуют, но они не могут быть заменителями лекарственных средств. Функциональный пищевой продукт – пищевой продукт, который содержит как компонент лекарственные средства и/или предлагается для профилактики или смягчения течения болезни человека. В украинском законодательстве отсутствует понятие «биологически активная добавка» (БАД).

Сразу следует отметить, что оптовая и розничная продажа биологически активных добавок, органической продукции и диетических добавок не является лицензируемым видом деятельности. В то же время, в соответствии со статьей 28 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», запрещается введение в обращение пищевых продуктов специального диетического использования, функциональных продуктов и диетических добавок, которые не прошли государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу и государственную регистрацию. Существует специальный порядок отнесения пищевых продуктов к категории пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок. На сегодняшний день и до 1 ноября 2014 года действует Постановление Кабинета Министров Украины от 26.07.2006 г. №1023 «О реализации статьи 28 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Для того чтобы пищевой продукт был отнесен к категории специальных, производитель или поставщик обращается в Министерство охраны здоровья с заявлением, в котором указываются:

1) наименование (общее и собственное) пищевого продукта, торговое наименование на языке оригинала, на украинском и английском языках;

2) реквизиты заявителя (страна регистрации заявителя, адрес, телефон, телефакс, адрес, банковские реквизиты, регистрационный номер – для зарубежного заявителя, код согласно ЕГРПОУ – для резидента);

3) реквизиты заказчика работ (страна регистрации заказчика работ, адрес, телефон, телефакс, адрес, банковские реквизиты, регистрационный номер – для зарубежного заказчика работ, код согласно ЕГРПОУ – для резидента);

4) документ о полномочиях заявителя представлять заказчика работ (если заказчик не является производителем или поставщиком);

5) код согласно УКТВЭД.

В соответствии с действующим порядком регистрации вышеупомянутых продуктов, необходимо подавать такую информацию:

пояснительная записка, содержащая сведения о наименовании, составе и назначении пищевого продукта, его специальные свойства и рекомендации производителя по его потреблению;

нормативная документация, технологическая инструкция с рецептурами (или проекты документов), акт обследования производства государственной санитарно-эпидемиологической службой – для продукции отечественного производства;

официальные документы страны-производителя, удостоверяющие обязательные параметры безопасности, минимальные спецификации качества, данные о специфическом действии продукта (сертификат, декларация изготовителя, регистрационное свидетельство, данные о регистрации в стране-производителе или другие аналогичные документы от страны-производителя – для импортируемой продукции);

текст маркировки пищевого продукта на украинском языке;

декларация производителя;

научный отчет, результаты исследований, в частности специальных (в случае их проведения), выданные учреждениями, уполномоченными главным государственным санитарным врачом Украины на право осуществления таких работ;

образец пищевого продукта.

Особые требования существуют и в отношении информации, которую содержит маркировка таких продуктов. Текст маркировки содержится в решении МОЗ о регистрации. В частности, в маркировке не допускается использование названий болезней, диагнозов, терминов, подразумевающих гарантированный результат и т.п.

Текущая процедура регистрации довольно сложна и требует предоставления большего перечня документации и информации. Следует отметить, что с 1 ноября 2014 года вступает в силу Порядок отнесения пищевых продуктов к категории пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок и их государственной регистрации, утвержденный Постановлением КМУ от 07.08.2013 г. №767. Согласно этому документу, организация, осуществляющая процедуру отнесения пищевых продуктов к категории специальных пищевых продуктов, не меняется – ею так и остается МОЗ Украины. Пищевой продукт относится к категории специальных пищевых продуктов при условии его соответствия обязательным параметрам безопасности, а также при наличии информации о свойствах пищевого продукта, если такая информация будет присутствовать в составе маркировки, о чем заявитель информирует указанное министерство. Заявителем является производитель, поставщик или уполномоченное им лицо.

Государственная регистрация проводится на срок, не превышающий срока действия заключения СЭС (не менее 5 лет), и сведения о таких продуктах включаются в Государственный реестр пищевых продуктов для специального диетического потребления. Соответствие пищевого продукта обязательным параметрам безопасности устанавливается на основании заключения СЭС. Для установления соответствия пищевого продукта информации о его свойствах (данным, указанным на маркировке) проводится экспертное исследование специальными предприятиями, уполномоченными МОЗ, которые выдают экспертный отчет. Для проведения таких исследований заявитель заключает со специальным предприятием договор. Срок проведения исследований – до 90 дней. Для проведения государственной регистрации специальных пищевых продуктов заявитель, в соответствии с новым Порядком, должен будет подать следующие документы и информацию:

1) заявление, содержащее наименование пищевого продукта на украинском и (по желанию заявителя) на английском языке или на языке страны-производителя; полное наименование производителя или производителя и поставщика специального пищевого продукта; реквизиты заявителя; код согласно УКТВЭД (для импортируемого пищевого продукта) или Государственному классификатору продукции и услуг (для отечественного пищевого продукта);

2) к заявлению прилагаются:

легализованный документ о регистрации производителя и/или поставщика в стране регистрации с переводом на украинский язык (для нерезидентов);

декларация производителя;

копия заключения СЭС;

информация о свойствах пищевого продукта и экспертный отчет по результатам исследований экспертного учреждения, если заявитель планирует размещать на маркировке информацию о свойствах пищевого продукта;

текст маркировки (этикетирования) пищевого продукта на украинском языке.

Для проведения экспертизы могут потребоваться технические условия, сертификаты и другие документы, на основании которых осуществляется производство такой продукции.

После рассмотрения заявления о государственной регистрации пищевого продукта и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации МОЗ принимает решение об отнесении пищевого продукта к соответствующей категории специальных пищевых продуктов и его государственной регистрации. Решение о государственной регистрации специального пищевого продукта направляется заявителю в течение пяти рабочих дней после утверждения и должно содержать:

сведения об отнесении пищевого продукта к соответствующей категории специальных пищевых продуктов, а именно пищевых продуктов для специального диетического потребления (использования), функциональных пищевых продуктов, диетических добавок;

данные о включении информации о специальном пищевом продукте в Государственный реестр;

текст маркировки (этикетирования) специального пищевого продукта на украинском языке;

текст информации о свойствах пищевого продукта, если заявитель планирует размещать на маркировке информацию о свойствах пищевого продукта.

Принятие решения об отказе в отнесении пищевого продукта к соответствующей категории специальных пищевых продуктов и его государственной регистрации не исключает возможности повторного обращения в случае устранения причины и надлежащего оформления документов в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

Следует отметить, что государственная регистрация специальных пищевых продуктов проводится бесплатно. Государственный реестр специальных пищевых продуктов ведется в электронной форме, публикуется на официальном сайте Минздрава и обновляется ежемесячно не позднее 15 числа. То есть информация о специальных пищевых продуктах является общедоступной. При регистрации специального пищевого продукта в Государственном реестре указываются:

порядковый номер регистрации;

наименование специального пищевого продукта (отдельного специального пищевого продукта или группы продуктов с общим наименованием) на украинском и (по желанию заявителя) на английском языке или на языке страны-производителя;

категория специального пищевого продукта (пищевой продукт для специального диетического потребления (использования), функциональный пищевой продукт, диетическая добавка);

полное наименование производителя или производителя и поставщика специального пищевого продута, если заявителем является поставщик;

форма выпуска, упаковки;

текст маркировки (этикетирования) специального пищевого продукта, включая рекомендации по использованию, если пищевой продукт требует определенных условий использования для обеспечения его безопасности и/или качества;

текст информации о свойствах пищевого продукта, если заявитель планирует размещать на маркировке информацию о свойствах пищевого продукта;

номер и дата принятия решения МОЗ об отнесении пищевого продукта к категории специальных пищевых продуктов и его государственной регистрации.

Производителям и реализаторам такой продукции следует иметь в виду, что МОЗ имеет право отменить государственную регистрацию продукта и исключить сведения из Государственного реестра в случае получения научно обоснованных и/или подтвержденных сведений о несоответствии пищевого продукта информации о его свойствах и/или его опасности.

Органика

В последнее время также получило распространение производство органической продукции. В январе 2014 года вступил в силу Закон Украины «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» №425-18 от 03.09.2013 г. В соответствии с положениями данного законодательного акта, органическим сырьем является сырье, полученное в результате сертифицированного производства в соответствии с требованиями настоящего закона и направляющееся для дальнейшего использования в процессе получения новой продукции.

Органическая продукция – продукция, полученная в результате сертифицированного производства в соответствии с требованиями настоящего закона. Традиционная (неорганическая) продукция – продукция, изготовленная по общепринятым технологиям производства сельскохозяйственной продукции, где можно использовать любые химические средства защиты, синтетические минеральные удобрения, консерванты, искусственные красители, стимуляторы роста, гормоны, антибиотики, ароматизаторы, стабилизаторы, усилители вкуса и т.п. в соответствии с законодательством.

Осуществлять производство органической продукции (сырья) имеет право физическое или юридическое лицо любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, которое прошло оценку соответствия производства органической продукции (сырья), получило сертификат соответствия и включено в Реестр производителей органической продукции (сырья). Производитель такой продукции должен пройти оценку соответствия производства, которую проводит соответствующий орган, специализирующийся на оценке соответствия производства. Оценивание проводится аудитором по сертификации и/или специалистом органа по оценке соответствия в соответствии с планом и программой оценивания, в которой определены объекты и даты проведения оценки. По результатам оценки составляется заключение (отчет) аудитора по сертификации или специалиста органа по оценке соответствия. Оценка производства органической продукции и/или сырья проводится один раз в два года.

Реализация органической продукции и сырья разрешается в местах, соответствующих установленным санитарным нормам и требованиям Кабинета Министров Украины. Реализация органической продукции разрешается только при наличии сертификата соответствия.

Запрещается оборот органической продукции, если она:

1) произведена лицом, не получившим сертификат соответствия;

2) маркирована с нарушением требований законодательства Украины;

3) импортирована с нарушением требований законодательства Украины;

4) не соответствует требованиям к упаковке, транспортировке, хранению и реализации;

5) имеет истекший срок годности.

Органическая продукция, которая не соответствует установленным требованиям безопасности и качества пищевых продуктов, а также требованиям настоящего закона, подлежит изъятию из оборота в соответствии с законом.

Маркировка органической продукции (сырья) и использование соответствующего государственного логотипа осуществляются в соответствии с законодательством. Использование государственного логотипа и маркировка органической продукции (сырья) для обозначения органических продуктов являются обязательными. Разрешается также использование негосударственных (частных) логотипов, внедренных непосредственно субъектами хозяйствования, которые осуществляют производство, реализацию органической продукции (сырья), или их объединениями. Государственный логотип состоит из надписи «Органический продукт» и соответствующего графического изображения. Не допускается использование надписи «Органический продукт» в именах продуктов и торговых марках при рекламировании, а также в случае маркировки продукции, которая находится на стадии переходного периода к органическому производству. Использование государственного логотипа установленного образца и маркировки органической продукции (сырья) осуществляются при наличии соответствующего сертификата. На маркировке также указываются кодовые номера органа, осуществившего подтверждение соответствия.

В случае маркировки органической продукции (сырья), которая была произведена с применением традиционной продукции (сырья) и продукции переходного периода или при производстве органической продукции (сырья) путем переработки и получила сертификат, все использованные ингредиенты традиционной продукции (сырья) и продукции переходного периода и их доля указываются в перечне ингредиентов. Такое указание должно быть выполнено в том же цвете и с использованием того же стиля шрифта, что и другие указания в перечне ингредиентов, но более крупным размером шрифта. Маркировка продукции, находящейся на стадии переходного периода к органическому производству, осуществляется с использованием государственного логотипа «Продукт на стадии перехода к органическому производству».

Запрещается при маркировке продукции, не соответствующей требованиям настоящего закона, использовать обозначение с надписями «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический», словами с приставкой био- и т.п.

Органическая продукция, импортируемая из других стран, произведенная в соответствии с законодательством стран происхождения, что подтверждено соответствующим сертификатом, обозначенная надписями «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический», словами с приставкой био- и т.п., должна при переводе маркировки на украинский язык помечаться надписью «Органический продукт». Маркировка импортируемой органической продукции и использование государственного логотипа осуществляются в соответствии с законодательством. В настоящее время не приняты подзаконные нормативно-правовые акты, которые должны регулировать маркировку такой продукции. Существует проект Постановления о маркировке органической продукции, он опубликован на сайте Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.

Для реализации продукции ее реализатор должен иметь все подтверждающие документы в соответствии со стандартным перечнем, а также документацию, полученную производителем/поставщиком по вышеуказанным процедурам. Лицо, реализующее такую продукцию, должно иметь доказательства, что она прошла процедуру государственной регистрации, экспертизу, что производитель/поставщик имеет право на производство такой продукции. Необходимо, чтобы в документации была предусмотрена возможность реализации такой продукции в магазинах, то есть не только в аптеках. Также следует учитывать, что некоторая продукция дополнительно подлежит обязательной сертификации. Например, смеси на основе сухого молока, предназначенные для детского и диетического питания.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что для реализации продуктов для специального диетического потребления, диетических добавок, органической продукции на настоящее время не предусмотрено получение лицензий. Однако для органической продукции могут быть предусмотрены специальные условия реализации (в большей части санитарно-гигиенические). На данный момент такие условия не приняты.

 

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Баннер
Баннер
Баннер