«Качество – главный аргумент на рынке»

E-mail

Интервью с учредителем компании «БиоРасторопша» Сергеем Резниченко

«БиоРасторопша» – производитель органических продуктов из семян расторопши и других редкостных культур. О ситуации на рынке продукции из расторопши узнавал FOOD T&E.


«БиоРасторопша» – это вертикально интегрированная компания, осуществляющая все процессы начиная с выращивания сельскохозяйственной продукции и заканчивая производством и продажей масла, шрота, муки, меда, полученных из расторопши, на внутреннем и международном рынках.

Компания образовалась в 2009 году, когда было принято решение выращивать расторопшу пятнистую с высоким уровнем силимарина – основного действующего вещества расторопши, которое и обладает сильными лечебными свойствами. Изначально было засажено 20 га земли в Кировоградской и Николаевской областях. Хотя с самого начала расторопша была для компании приоритетным направлением, кроме нее выращивали еще подсолнечник «Иреги» и черную горчицу (вместе с хозяйствами Херсонской и Запорожской областей).

Начиная с 2010 года более 420 га земли (в Николаевской, Кировоградской и Запорожской областях) были задействованы для производства семян расторопши. В конце сентября 2010-го компания отправила первую партию расторопши пятнистой своим партнерам в Россию. Также начались переговоры по поводу поставок семян в Турцию и Францию. В октябре того же года «БиоРасторопша» произвела еще и первую партию масла из расторопши холодного отжима с целью предварительного изучения украинского рынка производства жирных масел.

С 2011 года более 1 тыс. га земли использовалось для посева расторопши. К ранее перечисленным областям добавились Крым и Днепропетровская область. Также в 2011 году на 150 га поля в Кировоградской области были установлены 140 ульев. Это было сделано совместно с пчеловодами из Черновицкой области. Таким образом, компания помогла получить уникальный в своем роде мед из расторопши. Также в этот период было запущено строительство второй очереди цехов по производству масел. Благодаря этому «БиоРасторопша» стала одной из самых крупных компаний – производителей расторопши в Украине.

С 2012 года к вышеперечисленным областям добавились Винницкая, Луганская, Сумская, Донецкая, Харьковская и Житомирская. Также был посеян участок черного тмина и запущен еще один цех по производству масел. Началось производство новых масел – из грецкого ореха, виноградной косточки, арбузной косточки и черного тмина, которые в ближайшее время компания предложит рынку.

– Сергей, с какими трудностями сегодня сталкивается производитель на вашем рынке?

– Основным нашим бизнесом является семеноводство – выращивание и продажа семян расторопши. Но это не может быть основным заработком, поскольку сегодня качество – не главный аргумент на рынке. Параллельно мы запустили товарное производство и сейчас больше занимаемся производством масел из расторопши, что составляет порядка 95% в производстве компании. Проблема сегмента в том, что переработчики не хотят покупать качественное сырье. Они экономят на качестве и пользуются тем, что по украинским законам можно производить по ТУ, а значит, можно писать на кукурузном и подсолнечном масле, что это масло расторопши. При этом в составе не указывается процентное соотношение культур.

– Через какие каналы сбыта вы реализуете свой продукт?

– Прежде всего напрямую через наш сайт, через небольшие точечные магазины. Некоторые аптеки же саботируют покупку качественного продукта и сознательно покупают некачественное. Им интересно то, на чем можно больше зарабатывать. Мы ищем партнеров, которые готовы популяризировать продукт. Ведь никто серьезно не занимался расторопшей и формированием культуры ее потребления. Мы начали это делать всего лишь пять лет назад – с нашей подачи косметологи стали использовать расторопшу в работе. Есть партнеры, которые применяют ее в животноводстве.

– Какими дополнительными свойствами она обладает?

– Масло расторопши уникально тем, что у него нет побочных явлений. Аллергики могут без опасения его использовать, оно лечит печень, цирроз, язвы, гастриты, благотворно влияет на состояние диабетиков. Каждому человеку необходимо употреблять 30 г масла холодного отжима в день. В данном случае лучше расторопши ничего нет.

Подсолнечное масло – в основном это трансгены, высокоустойчивые к вредителям сорта, это не сортовой традиционный подсолнечник, который был раньше, плюс активная химизация полей.

– Есть ли у вас какие-то органические сертификаты или, возможно, вы в процессе прохождения сертификации?

– Расторопшу мы выращиваем по органическим технологиям, это дешевле экономически. Как правило, органику производить дороже. Однако в отношении данной культуры это не так. Она не требует удобрений. Вредителей практически нет. Единственный фактор, который может негативно повлиять на урожай, – это засуха.

Масло мы не сертифицировали потому, что сертифицировать надо выращивание сырья. А чтобы сертифицировать поля, надо, чтобы они были в частной собственности или в долгосрочной аренде. Мы закупаем сырье у тех, кто покупает наши семена, а мы уже контролируем их выращивание.

Мы пробовали наладить сбыт через торговые точки с приставкой «эко», но, как оказалось, они очень далеки от идеи качественного продукта. И лишь некоторые заинтерисованые ритейлеры  с приставкой «Эко» успешно с нами сотрудничают. И в большинстве своем это чистый маркетинг и мода. Сертификаты продаются и покупаются, а технологии соблюдаются немногими независимо от наличия документа.

– Сколько на сегодня составляет площадь полей, на которых вы выращиваете сырье?

– Сейчас мы сократили посевы и площади полей в семь-восемь раз. Причиной стало то, что нет контроля качества на рынке переработки. Самый основной фактор, который не отслеживается, – определенное содержание силимарина, действующего вещества расторопши. Для того чтобы она накопила силимарин, нужны качественный посевной матерьял. Растение вырождается, и каждый год мы готовим селекционные семена. Аграрии не разбираются в качестве семян и сеют то, что дешевле. В классности пшеницы они уже разбираются, а в расторопше не хотят.

– Как изменилась цена на расторопшу?

– Когда мы начинали работать на этом рынке, то цена была от 12 тыс. грн за тонну, и ее сезонный рост достигал 32 тыс. грн за тонну в течение полугода. Потом шло снижение до 10 тыс. грн за тонну. А уже в прошлом году цена упала до 5 тыс. грн за тонну. Наша компания держит цену на уровне 14–15 тыс. грн за тонну. Мы не можем конкурировать с более дешевым некачественным продуктом за счет цены.

– Как, по-вашему, будет развиваться рынок?

– Спрос на расторопшу растет. Но во многих аптеках под ее видом продается кукурузное масло или масло расторопши горячего отжима из низкокачественной расторопши (от которой также мало проку, как и от кукурузного или подсолнечного), а в остальных сетях под этикеткой расторопши – подсолнечное масло. Терапевтическими свойствами обладают масла первого холодного отжима из качественного сырья. Когда будет контроль качества в аптеках и магазинах, тогда будут и рынок, и перспективное производство. Потенциал был. А будет ли – сложно сказать. Сегодня нет развития, и то, что происходит, не изменится в один день.

(099 025 13 61)
biorastoropsha.com.ua@gmail.com


Беседовала
Анастасия Абраменкова

 

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Баннер
Баннер
Баннер