Пустая урна

E-mail

Почему украинские переработчики отходов импортируют сырье?

 

В то время как 96% твердых бытовых отходов (ТБО) в Украине размещаются на свалках и полигонах, отечественные переработчики вынуждены закупать сырье за границей. Изменить ситуацию сможет закон «Об упаковке и отходах упаковки».

Сегодня украинские предприятия по переработке картона и бумаги, пластика и стекла загружены всего на 30–75%. Тем не менее у перерабатывающей отрасли есть хороший потенциал для развития. Инструмент урегулирования проблемы находится у государства, которое в ближайшее время намерено рассмотреть проект закона «Об упаковке и отходах упаковки».

Система раздельного сбора бытовых отходов в Украине развита довольно слабо, хотя инфраструктура отечественной промышленности, которая использует отходы, в том числе упаковку в качестве вторичного сырья, имеет хороший потенциал для переработки. На сегодняшний день в Украине работает 16 картонно-бумажных предприятий, 15 стекольных и более 50 предприятий по переработке ПЭТ и других полимеров. Совокупная перерабатывающая мощность этих предприятий составляет около 3 млн тонн в год, но некоторые предприятия загружены менее чем на 30% по причине отсутствия достаточного количества вторичного сырья. Например, стеклотарные заводы из-за нехватки сырья используют в производстве в среднем только 25–30% «стеклобоя», а дефицит сырья для картонно-бумажных предприятий составляет около 1 млн тонн. Поэтому переработчики вынуждены ежегодно импортировать значительные объемы материалов, чтобы не останавливать производственные линии, в то время как из-за отсутствия системы сбора в Украине это ценное сырье вывозится на полигоны и свалки, загрязняя окружающую среду. Украина ежегодно теряет на свалках до миллиона тонн бумаги и больше полумиллиона тонн стекла и полимеров. А ведь этого достаточно для загрузки мощностей всего перерабатывающего комплекса Украины.

В структуре ТБО отходы упаковки составляют 30–35%. Собирая отходы упаковки раздельно, можно значительно сократить нагрузку на существующие полигоны. Например, в Европе для решения этой проблемы успешно используется так называемый принцип расширенной ответственности производителя (РОП). Благодаря РОП все рычаги находятся у самих изготовителей – они отвечают за весь жизненный цикл продукции в упаковке, которую они производят, в том числе и на последней ее стадии, когда она становится отходами. А государство устанавливает нормы по переработке и утилизации (которые постепенно увеличиваются) и контролирует их выполнение.

Украина имеет свои обязательства в рамках гармонизации законодательства с европейскими нормами в области обращения, в том числе и с отходами упаковки. Так, на рассмотрении в Верховной Раде находится проект закона «Об упаковке и отходах упаковки» №4266а от 8 июля 2014 года, который закрепляет принцип РОП и формирует правовую основу для создания и функционирования более совершенной системы обращения с упаковкой и ее отходами. Указанная система связывает воедино основные звенья цепочки жизненного цикла упаковки – от ее проектирования, производства, использования до переработки и утилизации отходов. Одновременно система объединяет основных игроков рынка – органы власти и местного управления, субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в этой сфере (специализированные организации), производителей и импортеров товаров в упаковке и потребителями этих товаров. В рамках РОП производители и импортеры товаров в упаковке могут осуществлять свои обязанности по выполнению установленных законом норм утилизации самостоятельно либо поручить их исполнение аккредитованной в Министерстве экологии уполномоченной компании. Таким образом, производители и импортеры товаров в упаковке могут создать неприбыльного оператора системы РОП, которому по договору передают ответственность за переработку и утилизацию отходов упаковки, и уже этот оператор, получая финансирование от обязанных субъектов, организовывает раздельный сбор, последующую сортировку, переработку и утилизацию отходов на общенациональном уровне.

Проект закона отвечает Директиве ЕС «Об упаковке и отходах упаковки», положения которой внедрены в законодательство 26 стран ЕС. Он не только предлагает ресурсы финансирования раздельного сбора отходов, но и гарантирует увеличение использования отходов в качестве вторсырья. Опыт стран ЕС демонстрирует, что крайне важно исключить монопольное положение государственного оператора по утилизации, существующее сейчас в Украине, и создать понятный, прозрачный рыночный механизм в этой сфере. На сегодняшний день принятие такого закона – существенный шаг на пути к адаптации законодательства Украины к стандартам ЕС, выполнению обязательств в соответствии с договором об ассоциации с ЕС, и главное – возможность значительным образом сократить негативную нагрузку отходов упаковки на окружающую среду.

 

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Баннер
Баннер
Баннер