«Кризис заставляет меня работать в еще более высоком темпе»

E-mail

Интервью с владельцем L’KAFA Group Кафа Усама

 

Сколько еще ресторанов откроет L’KAFA Group и как в кризис компании удалось не только удержать позиции, но и активно развиваться, узнавал FOOD UA.

Кризис на ресторанном рынке не заставил L’KAFA Group отказаться от развития. За три года компания планирует открыть около 20 ресторанов нового формата – «Чайхона БАЗАР», который будет предлагать посетителям блюда узбекской, турецкой, сирийской, марокканской, пан­азиатской и грузинской кухонь. Средний чек составит около 150–200 грн.

L’ KAFA Group – одна из первых в Украине сетей ресторанов. Компания появилась еще в 2000 году, когда рынок ресторанного бизнеса в независимой Украине только начинал писать свою историю. И в эту историю L’ KAFA Group вошла как одна из компаний, которая стала развивать направление заведений быстрого обслуживания – нового и тогда еще незнакомого для украинского рынка формата.

Владелец сети и ее идейный вдохновитель Кафа Усама родился в семье политических деятелей в столице Болгарии Софии и прожил там первые шесть лет своей жизни. После чего с семьей переехал в Сирию – в Дамаск. Третья столица в жизни бизнесмена – Киев – стала его второй родиной. В Украину будущий бизнесмен приехал еще в студенческие годы и окончил здесь Медицинский университет.

 

– Усама, расскажите о своем переезде в Украину. Были ли сложности с изу­чением языка?

– Мой отец видел во мне будущего дипломата. Было выбрано учебное заведение в Сирии, я должен был поступить на факультет международных отношений в Академию политических наук. Но мне пришло приглашение из Украины в Медицинский университет. Тогда в Советском Союзе было принято обмениваться студентами с дружественными странами. И я решил поступать в Киев, так как с этим городом меня связывали и родные, и друзья. Мои родственники еще с 1964 года живут в Украине – они также выезжали на обучение. Так, в момент перестройки, в 1991 году я приехал в Киев. Три месяца я учился, у меня была стипендия как у иностранца 90 рублей, потом Союз распался, и, конечно, первое время меня поддерживала семья. Киев – любимый мною город, в котором хочется жить и в который хочется возвращаться, он подарил мне многое: семью, дорогих мне друзей, хорошие воспоминания, тут навсегда останутся мои душа и сердце! А с языком проблем у меня не было никогда. Я рос в семье, в которой владели несколькими языками. Детство я провел в Болгарии, где многие прекрасно говорили на русском языке.

 

– Почему Вы не стали работать по профессии?

– Свой первый капитал я заработал в студенческие годы. Приехав в общежитие, я посмотрел, как живут студенты: в то время невозможно было достать ни технику, ни продукты, ни мебель. Из Сирии я привез с собой магнитофон Sharp. Помню удивление моих соседей – один из студентов начал меня просить продать ему этот магнитофон, буквально ходил за мной по пятам. В итоге я его продал за $200, а на эти деньги студент мог жить тогда целый год на широкую ногу. И так пошло-поехало… Уже на старших курсах я начал заниматься продовольственным и промышленным импортом-экспортом с партнерами из-за рубежа. Бизнесмен во мне победил врача, а после открытия ресторанов о практике врача не могло быть и речи. Ресторанный бизнес стал не только моей работой, но и моим хобби и жизнью.


– Каким был ресторанный бизнес в начале Вашей карьеры и почему выбор пал именно на него?

– Я очень хорошо помню, когда начал задумываться о стабильном заработке. Тогда я хотел создать место, где смогу собрать своих друзей, отдохнуть вместе с ними. Можно сказать, что я вырос на Востоке, а там рестораны очень распространены. Так пришла идея открыть ресторан. Это был конец 90-х, время, когда Интернет только начинал набирать обороты и приобретать значимость в работе и жизни людей. Однако позволить себе связь достойного качества и по приемлемой цене дома могли далеко не все. Так возникла идея открыть не просто кафе, а интернет-кафе. Оно стало прекрасной альтернативой – за небольшие деньги посетитель получал интернет-связь, а также закуски и напитки, как в любом кафе или ресторане. Я открыл интернет-кафе «Релакс» в 2000 году – одно из первых заведений подобного формата. С открытием первого ресторана я начал погружаться в ресторанный бизнес, которым живу и по сей день.

В конце 90-х – начале 2000-х ресторанный рынок только набирал обороты, в Украину начинали заходить зарубежные бренды. Это было время, когда очень быстро появлялись новые идеи, форматы и бизнесы. За два – три года существования ресторан мог приобрести огромную популярность и так же быстро ее потерять. Поэтому мы начали думать над созданием нового формата и искать варианты. Я понимал, чего не хватает молодому украинскому ресторанному рынку и чувствовал его потребности. Решающим фактором стало то, что в Киеве тогда просто не было заведений, где я бы мог попробовать восточную кухню. Так я решился открыть ресторан быстрого обслуживания. Первый ресторан восточной домашней кухни был открыт на площади Славы в ТЦ «Квадрат» в 2001 году. Это был первый торговый центр в Киеве, и его открытие стало очень важным событием. На церемонию открытия ТЦ тогда приехало много высокопоставленных государственных деятелей.

 

– Насколько трудно было адаптироваться в новом для Вас направлении?

– Понять ресторанный бизнес получилось не сразу. Все пришло с опытом и вниканием в мелочи. Ведь руководитель, как режиссер в театре, должен уметь делать все, знать тонкости и специфику работы каждого сотрудника. Я отдавал себя полностью. Мой рабочий день начинался в 9 утра и заканчивался в 9 утра следующего дня. Я был настолько погружен в работу, что не замечал, как бежит время. На ресторанном рынке всегда нужно адаптироваться, идти вперед и развиваться. А остановка на один день грозит потерей нескольких лет работы!

 


– Как ресторан L’KAFA стал сетью ресторанов L’KAFA Group? С чего все началось, какими были первые ошибки и первые победы?

– Понятия «сеть ресторанов» тогда практически не существовало, а популярность набирали рестораны быстрого обслуживания. Мы стояли у истоков зарождения ресторанного рынка, и я не могу сказать, что нам было легко. Мы учились на собственных ошибках. Идея создания сети существовала с момента открытия первого ресторана быстрого обслуживания. Когда ты запускаешь производство, нельзя обслуживать только один ресторан – это экономически невыгодно и неэффективно. Один ресторан ничего не зарабатывает. За 13 лет, с 2001 года по 2014-й, мы открыли 67 ресторанов быстрого обслуживания по всей Украине. В 2004 году вывели сеть в регио­ны – Днепропетровск, Харьков, Донецк и Симферополь. С 2009-го по 2011 год мы открыли шесть ресторанов быстрого обслуживания в Сирии, которые просуществовали около двух лет, пока не начались военные конфликты. Но даже в период кризиса мы не останавливались в развитии. Самое главное правило – это быть всегда на гребне волны. Мы закрывали нерентабельные объекты и открывали новые. Кризис, как любое жизненное испытание, заставляет работать в еще более высоком темпе, анализировать, искать новые пути и учиться новому. Именно во время первого кризиса, который мы пережили, мы решились на новый формат – лаунж L’KAFA Café. Мы изначально заняли свою нишу в среднеценовом сегменте и просто дали людям немного больше, чем они привыкли получать. А это одно из золотых правил любого бизнеса – превышать ожидания своих клиентов и давать им немного больше.

 

– Расскажите о своей семье: как Вы познакомились со своей женой, часто ли ездите в Сирию, знает ли Ваш сын родину отца?

– Я гражданин Украины – тут я состоялся как бизнесмен, женился и у меня растет сын. Со своей женой я познакомился в 2002 году. Моя супруга Наталья со мной с самого начала нашего бизнеса. Изначально мы четко разделили свои обязанности: Наталья занималась финансами, я – развитием компании. Сегодня Наталья финансовый директор L’KAFA Group.

Что касается поездок в Сирию, то мой сын побывал там очень скоро после своего рождения – в двухмесячном возрасте. Сейчас, к сожалению, в Сирию мы ездим намного реже, чем хотелось бы. Но сын говорит свободно на двух языках – на арабском и на русском, а в детском саду изучает и украинский.

– Вы одновременно развиваете несколько направлений ресторанов. Расскажете о достижениях?

– На украинском рынке мы продвигаем несколько проектов. Это концептуальные рестораны итальянской кухни Silvio D’Italia, американский Just Relax, сеть лаунж-ресторанов L’KAFA Café (17 ресторанов, расположенных практически во всех районах Киева) и сеть ресторанов быстрого обслуживания разного формата (11 ресторанов в Донецке, Харькове, Днепропетровске).

В июне этого года мы открыли новый формат – Chilout Café «Чайхона БАЗАР». И в течение трех лет мы планируем открыть около 20 таких ресторанов. Мы сформировали сильную команду. Многие сотрудники работают с нами более 10 лет. Стратегия развития компании L’KAFA Group – это выход в регионы и страны ближнего зарубежья. Наша команда – это единый большой механизм, который растет и развивается вместе. Люди, которые приходили к нам на должности низшего звена, сейчас занимают топовые позиции. Я могу смело говорить о нашей стабильности и непрерывном росте. Хочу подчеркнуть, что общими темпами развития наших сетей я доволен.

 

– Какова динамика развития ресторанов сети?

– В прошлом году мы открыли шесть ресторанов L’KAFA Café, итальянский ресторан Silvio D’Italia и решились на ребрендинг ресторана «Релакс», открытого в 2000 году, в качестве ресторана европейской кухни. (В октябре 2013 года к названию кафе присоединилась частичка Just, спокойный европейский интерьер сменился красными и синими стенами, кричащими надписями на вывесках, а в меню вместо греческого салата и лукового супа появились огромные бургеры и картошка фри. Сегодня Just Relax – это американский музыкальный бар: в оформлении можно увидеть огромные яркие мотоциклы, автомобильные номера, вывески и светофоры, боксерские и бейсбольные перчатки, барабаны, гитары, винил и золотые диски, комиксы и портреты Элвиса, Мадонны, Джексона и Монро. Это настоящий фрагмент Америки 60-х годов, яркой и рок-н-рольной. Такой, какой мы привыкли ее видеть в старых добрых фильмах о рокабилли, байкерах и людях, в которых живет свобода и дух авантюризма. Ощущение такое, будто в дверь кафе сейчас войдет герой Джонни Деппа из фильма «Плакса». Just Relax – лишь первое заведение линии американских мьюзик-кафе L’KAFA Group. – FOOD UA) В будущем году планируется развитие сети кафе Just Relax. В целом по компании инвестиции в один ресторан стартуют от $1 тыс за 1м2. Как правило, площадь наших ресторанов вне зависимости от формата минимум 200 м2. Окупаемость в зависимости от ресторана составляет в среднем два – три года. В наших дальнейших планах три новые концепции сетевых ресторанов и развитие существующих брендов.


– Какой из сегментов ресторанного рынка в Украине наиболее развит?

– Последние несколько лет мы наблюдаем динамику развития среднеценового сегмента. Рынок в Украине пока не насытился, как, например, в Европе. В западном ресторане на одно место приходится в среднем восемь жителей страны, а в Украине – 35 человек. Нам есть еще куда развиваться. Но при открытии ресторана в среднеценовом сегменте необходимо учитывать не только уровень цен, чтобы они оставались доступными, а комплексно подходить – концепция, хороший сервис, кухня и атмосфера заведения. Украинского посетителя нужно баловать вниманием.

 

– Каким будет 2014 год для ресторанного рынка?

– 2014 год начался тяжело, и думаю, до конца года мы еще будем примерно в таком же состоянии, пока общее настроение людей не стабилизируется, учитывая политическую и экономическую ситуацию на сегодня. Многие рестораны уже закрылись. Причина – рост доллара, так как стоимость аренды гораздо выше, нежели предполагает формат ресторана. Особенно пострадали единичные рестораны и высокий ценовой сегмент, рестораны в центре столицы. Конечно, среднеценовой сегмент также ощутил спад посещаемости из-за экономии населения. Устойчивыми останутся самые сильные игроки рынка, сетевики. Те, кто уже научен кризисом 2008–2009 годов. Поэтому мы в панику не впадаем. 2014 год – это еще один урок, еще одна ступень нашего развития.

 

– Как изменились планы компании в связи с ситуацией на рынке?

– Чтобы удержать свои позиции на рынке, первое, что мы сделали, зафиксировали арендную ставку в гривне. Спасибо партнерам, что пошли на уступки. Выторг упал на 20% в среднем, фудкост (методика оценки затрат в деятельности предприятия, расчет затрат на продукты, использованные для приготовления блюд, выраженные в процентах по отношению к стоимости блюд в меню. – FOOD UA) поднялся на 25–30% на иностранного производителя. Мы закрыли ряд объектов, временно сократили заработную плату. Мы старались и стараемся сохранить рабочие места. Каждый человек важен для нас.

 

– Сколько компания планирует инвестировать в развитие?

– До конца года у нас уже подписаны договора аренды на пять ресторанов для нового направления «Чайхона БАЗАР». Для сети L’KAFA Café в Киеве еще планируем открыть до семи ресторанов до конца 2015 года. И с началом 2015 года мы нацелены на регионы. Для форматов Silvio D’Italia и Just Relax (если найдем подходящие локации в Киве) планируем открыть по одному ресторану каждого направления. Что касается инвестиций, у нас достаточно разносторонние финансовые отношения – это и кредитные линии, и инвесторы, и другие источники.

 

– Как, по-вашему, изменится рынок в 2014 году?

– Скажу только, что все форматы так или иначе нужны на рынке, начиная с фастфуда и заканчивая высоким сегментом. Каждый должен заниматься своим делом, но в изменившихся условиях нужно намного больше уделять внимания этому бизнесу.

 

Беседовала Анастасия Абраменкова




 

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Баннер
Баннер
Баннер