«У Украины появилась реальная возможность выйти на европейский рынок»

Интервью с директором «Мак-Вар Экопродукт» Алексеем Вартаньяном

Как отразится на рынке макарон ситуация в стране и что ждет крупного и мелкого производителя, узнавал FOOD UA.

– Алексей, как изменится производство на рынке макаронных изделий в 2014 году, по вашим прогнозам?

– К сожалению, сейчас, когда наша страна практически находится в состоянии войны, делать какие-то прогнозы достаточно сложно. Нарушены экономические связи с Крымским, Луганским, Донецким регионами, разорваны связи с Россией. Это заставляет многих предпринимателей срочно искать замену этим направлениям и сокращать производство в связи с потерей части рынка сбыта. Но в любой ситуации обязательно есть и положительная составляющая – кто ее сумеет разглядеть и взять на вооружение, тот не только восстановит свои потери, но и получит дополнительную прибыль. Что полезного даст макаронному рынку сложившаяся в стране ситуация? С украинского рынка уйдут российские и крымские поставщики, а эту нишу заполнят отечественные производители. Уровень жизни населения снижается, доля покупателей нижнего и среднего ценовых сегментов вырастет, а макароны как раз и находятся в этих ценовых сегментах. Я считаю, что при общем снижении стоимости продовольственной корзины количество макарон в этой корзине увеличится.

– Как может измениться соотношение импорта и экспорта на рынке?

– А это еще один вариант восстановления утраченного объема поставок из-за потери российского и крымского рынков! Сейчас у Украины появилась реальная возможность выйти на европейский рынок. Это может крупным производителям макарон компенсировать потерю российского рынка. Почему крупным? Да потому что для торговли с Европой товар должен быть сертифицирован по тамошним стандартам безопасности. На нем должен стоять знак СЕ. Получить такую сертификацию в ближайшее время смогут только крупные производители, имеющие современное оборудование и европейскую технологию контроля безопасности, учета и производства. К тому же процесс сертификации достаточно дорогой и не по карману малому бизнесу.

Что касается соотношения экспорта и импорта, то импорт макарон в Украину новых ниш для себя не найдет, наоборот, дорогие виды импортной продукции станут невостребованными. А вот экспорт может увеличиться. Италию нашими макаронами, конечно, не удивишь, но за счет цены, при условии хорошего качества они могут быть интересны странам бывшего соцлагеря. Скорее всего, это произойдет уже в 2015 году.

– Как изменилось лицо рынка в 2014 году?

– На этот вопрос мне сложно ответить, поскольку наша компания хоть и занимается производством макарон, но мы позиционируем свою продукцию в сегменте продуктов здорового питания и я в основном обращаю внимание на лицо именно этого рынка. А здесь «пациент скорее жив, чем мертв»! Принятый правительством закон об органическом производстве дает дополнительный стимул к работе в этом направлении. Общее снижение покупательской способности последние шесть месяцев чувствуется и в этом сегменте. Наши постоянные клиенты стали заказывать реже, чем раньше, но каждый месяц появляются все новые и новые оптовые покупатели. Это свидетельствует о том, что, несмотря на общее ухудшение на продовольственном рынке, рынок продуктов здорового питания развивается. Этому не мешают ни кризис, ни военные действия.

– Какие могут произойти перестановки среди игроков рынка в 2014 году?

– Здесь я тоже могу говорить лишь о своем сегменте рынка. То, что перестановки среди игроков есть – это состоявшийся факт. Симферопольская макаронная фабрика ушла с украинского рынка, что вынудило одну крупную ТМ срочно искать другого производителя. «Луганскмлыну» сейчас тоже не позавидуешь. Западной экспансии и инвестиций ожидать не приходится. Успех отечественных гигантов зависит исключительно от их гибкости и умения вовремя перестроиться в связи с изменившимися реалиями. Вообще-то умение быстро перестраиваться свойственно среднему и малому бизнесу. Очевидно, на первом этапе именно они займут освободившиеся ниши, а потом их опять вытеснят гиганты.

– Каковы планы вашей компании на 2014 год?

– Наши планы, как всегда, оптимистичны и вполне реальны. ТМ «Мак-Вар Экопродукт» уже уверенно зарекомендовала себя как лидер производства продуктов здорового питания в сегменте макарон. С нового урожая 2014 года мы планируем еще больше закрепить свои позиции в этом направлении и перейти на выпуск органических макарон из твердых сортов пшеницы. Кроме этого, нами проводятся работы по созданию новых видов продукции для людей, которым в силу их болезней употребление обычных макарон не рекомендуется или противопоказано.

– Каковы итоги работы компании в первом полугодии 2014 года?

– Если все прошлые годы мы занимались разработкой и внедрением новых видов макарон с оздоровительным эффектом, то в 2013-м занялись активным продвижением на рынок всех наших новых разработок и юридическим оформлением этих достижений. В 2013 году нами было получено три патента на ржаные макароны, макароны с растительными добавками и отрубями.

В этом же году на исследования в МОЗ Украины была направлена вся наша линейка макарон «Здоровье». В результате чего в декабре 2013-го и в январе 2014 года было получено заключение МОЗ Украины, в котором макароны «Здоровье» отнесли к продуктам для специального диетического употребления. На каждый вид макарон (а это 14 видов) был утвержден текст этикетки, в которой описывается конкретный оздоровительный эффект каждого вида макарон. Есть здесь и макароны для диабетиков! Таким образом, наши макароны получили официальный статус диетических макарон с оздоровительным эффектом! Теперь мы хотим, чтобы на наших макаронах стоял знак «Органика»!

Беседовала Алиса Грецкая

 

cover-a4 food ua-04-2019

Баннер
Баннер
Баннер