Пьяная угроза

Последствия соглашения Украины с ЕС для алкогольной отрасли

Соглашение об ассоциации с Евросоюзом содержит несколько важных аспектов, касающихся дальнейшей работы украинских производителей алкогольной продукции в условиях содружества с ЕС. Ассоциация «Виноградари и виноделы Украины» в лице директора Сергея Михайлечко предлагает рассмотреть основные пункты и их последствия для алкогольной отрасли.

Процесс согласования ставок акцизного налога

Вопрос акцизного налогообложения является одним из наиболее болезненных для всех производителей алкоголя в Украине. Причиной служит необоснованная политика государства по усилению налогового давления. Наша ассоциация неоднократно указывала на губительность таких действий. Согласно статье №353 Соглашения об ассоциации, налоговое законодательство Украины постепенно будет приведено в соответствие с правовой системой ЕС (acquis ЕС).

В какие сроки случится это сближение, четко указано в Директиве совета № 92/83/ЕЭС от 19.10.1992 г. относительно гармонизации структур акцизных сборов на спирт и алкогольные напитки, а именно: «Положения Директивы должны быть внедрены на протяжении пяти лет с момента вступления в силу Соглашения об Ассоциации». Сами ставки определит другой документ – Директива 92/84/ЕЭС от 19.10.1992 г. В соответствии с европейской системой, акцизный налог на вино рассчитывается исходя из количества гектолитров конечного продукта.

Согласно директивам, украинские виноделы получат нулевые ставки на группу столовых вин, что можно рассматривать как положительный результат, поскольку данный сегмент имеет большой потенциал.

Потери из-за запрета на использование географических названий

Во время переговоров по согласованию текста соглашения, к сожалению, украинская сторона с легкостью отказалась от права, предоставляющего украинским виноделам использовать географические названия, такие как коньяк, мадера, портвейн и т.д., вопреки уже сложившимся вековым традициям в производстве данных напитков. В переговорном процессе не был принят во внимание тот факт, что отечественные производители не посягали на право писать, к примеру, слово «коньяк» на бутылке, которая предназначена для экспорта на рынки третьих стран. Мы настаивали только на том, чтобы продолжать использовать географические названия на территории Украины и продавать эту продукцию исключительно на внутреннем рынке, при этом обязуясь писать это название исключительно кириллицей, не претендуя на международное использование латиницы. Такое право является вполне обоснованным, поскольку среди украинских потребителей уже сформирован соответствующий сегмент покупателей.

Соглашение об ассоциации предоставляет Украине 10-летний переходной период. В случае запрета на использование названия «коньяк» наиболее реальный сценарий – это замещение данного определения словом «бренди». Но в такой ситуации мы будем вынуждены создать новое название для алкогольного напитка, который сегодня в Украине именуют «бренди», или же оставить «бренди», но переименовать «коньяк». Так или иначе, мы сталкиваемся с проблемой продвижения этого нового вида напитка. Необходимо провести серьезную информационную работу среди потребителей, прежде чем они будут согласны приобрести его. Поскольку ЕС четко дал понять, что никакого финансового ресурса от него ждать не стоит, данные затраты ложатся на плечи государства. Рассчитывать на отечественные предприятия не приходится, они не располагают таким запасом средств. Ведь речь идет не просто о рекламе конкретной ТМ, а о рекламе напитка в целом. Теоретически это под силу только крупным холдингам и уж точно не винодельческим. В таком случае после подписания Соглашения об ассоциации на рынке останется только два-три крупных производителя.

 

Водочникам будет проще, потому что, во-первых, за границей у них нет серьезных конкурентов. Это не те объемы, которые угрожали бы нашему рынку. И еще один очень серьезный аргумент: наш народ все-таки привык пить водку, а не вино. У нас северный тип потребления. Найдите у нас людей, которые хорошо разбираются в винах. И найдите того, кто скажет, что не разбирается в водке. У нас знатоков водки – полстраны, каждый второй может судить о том, «чистый» или «нечистый» вкус. Это потребительские предпочтения, которые формируются десятилетиями, поэтому заставить народ перейти на ром, бренди, виски будет совсем не просто. И потом, Украина – бедная страна, позволить себе «элитные» напитки могут единицы.

Потеря традиционных рынков сбыта

У нашего винодела по сравнению с иностранным даже сейчас на своем же рынке меньше прав. А с подписанием соглашения ситуация только усугубится. Во-первых, для нас закроется российский рынок – это официально объявленная позиция России. Притом что для большинства наших производителей он был самым перспективным. Из всего объема вина, который производится в Украине, треть идет на экспорт, и 95% из этого – экспорт именно в Россию. Закрытие этого рынка уничтожит украинского винодела. Переориентироваться на другие внешние рынки (например, на Европу) вряд ли кому-то из мелких производителей под силу. Мировой потребитель не знает не только об украинском вине, но и об Украине, давайте будем честными. Поэтому нужны будут гигантские бюджеты на продвижение, которых от государства нам ждать не приходится, а позволить себе их самостоятельно мелкий и средний производитель не может. Для России в масштабах страны объемы импорта вина из Украины не такие уж большие, так что они от этой потери не пострадают. А вот украинское виноделие окажется на грани выживания.

В отношении коньячной отрасли будет нанесен серьезный удар. На данный момент именно производство коньяка можно назвать наиболее стабильной категорией. За первое полугодие 2013 года его производство увеличилось на 11% по отношению к аналогичному периоду 2012-го (данные Госстата). В случае подписания Соглашения успех предприятий – производителей коньяка, которым удается работать в сложных экономических условиях, будет перечеркнут.

Резюме

Подписание Соглашение об ассоциации с ЕС обязует украинских производителей и европейских производителей работать на винодельческом рынке в одинаковых условиях, но при разных стартовых позициях. С одной стороны – украинская винодельческая отрасль, которую уже лишили последней программы поддержки, с постоянно падающим уровнем производства, сужающимся рынком, полным отсутствием знания и понимания такого явления, как «украинское вино» на мировом рынке; с другой – европейское виноделие, где каждый производитель получает финансовую и организационную помощь со стороны своего государства, работает на винодельческом рынке, достигшем высокого уровня развития, обладает существенным ресурсом знаний о своем продукте среди потребителей и т. д. Украинские производители не смогут вести конкурентную борьбу в таких условиях.

 

 

 

 

 

 

cover-a4 food te-02-2019

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер