В утиль

Как решить проблему управления отходами в Украине?

 

Управление отходами в Украине всегда было и остается острой проблемой. Так, у нас в стране накоплено около 266 млн тонн твердых бытовых отходов, что в 30 раз больше, чем в ЕС. Кроме того, мы перерабатываем только 3,65% всех отходов, в то время как в ЕС у компаний есть возможность утилизировать до 95%.

Эти цифры говорят сами за себя: в Украине система управления отходами очень слабо развита, и ситуация до сих пор остается нерешенной. Скромные попытки запустить новые пилотные проекты по раздельному сбору твердых бытовых отходов (ТБО) и открытие новых площадок по их переработке не решают существующую проблему. Но кто же все-таки должен ее решить – государство путем введения соответствующей нормативно-регуляторной базы или предприятия (основные игроки на данном рынке) путем самоорганизации?

На сегодняшний день мяч на стороне государства, которое пытается контролировать данный процесс и управлять им. Так, на законодательном уровне рынок управления отходами регулируется с помощью Постановления Кабинета Министров Украины №915 (устанавливает нормы переработки и утилизации отходов) и Совместного приказа Минэкономики, Минэкологии и Миндоходов №789 (устанавливает Порядок осуществления таможенного оформления импортных товаров в таре и упаковочных материалах).

Однако это не только не помогает создать нормальные условия для ведения работы всех стейкхолдеров, но и создает для них дополнительные препятствия. Так, компании-импортеры уже не единожды обращали внимание представителей профильных министерств и ведомств, а также представителей органов законодательной власти на необходимость отменить Постановление КМУ №915 и Совместный приказ №789, которые являются причиной проблемы на рынке – создания монополии для ГП «Укрэкоресурсы». По факту все предприятия-импортеры сейчас находятся в дискриминационном положении по сравнению с предприятиями, действующими исключительно на внутреннем рынке. Перед тем как приступить к таможенному оформлению товаров, им необходимо подготовить целый ряд дополнительных документов, произвести предварительную оплату услуг ГП «Укрэкоресурсы» и пройти довольно сложную процедуру проверки экологическим инспектором. В результате они платят значительные суммы еще до таможенного оформления импортных товаров за услуги, которые в дальнейшем ГП «Укрэкоресурсы» не оказывает. Кроме того, компании должны заплатить за выполнение 100% нормы утилизации отходов упаковки вместо 35%, которые прописаны в Постановлении КМУ №915. В связи с этим компании обратились к премьер-министру с просьбой как можно скорее вмешаться в ситуацию и исключить условия для монопольного положения ГП «Укрэкоресурсы».

Помимо действующего регулирования существует инициатива народных депутатов ввести сбор на переработку бытовых отходов, которая находится на рассмотрении в парламенте. Так, инициатива состоит из двух законопроектов:

«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, которые подразумевают введение сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке на переработку твердых бытовых отходов»;

«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно направления сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке на переработку бытовых отходов».

Все это уже в ближайшем будущем может привести не только к росту сборов для предприятий, но и значительно увеличить объемы мусора на улицах. По сути, такие действия приведут к усугублению проблемы. Хотя должно и может быть совсем по-другому.

Как может помочь государство?

Опыт стран ЕС показывает, что решение проблемы есть – необходимо просто исключить монопольное положение одного оператора по утилизации отходов упаковки, а также создать эффективную систему обращения с отходами упаковки. В Украине этого можно достигнуть за счет:
- принятия Закона «Об упаковке и отходах упаковки»;
- отмены Постановления КМУ №915 и Совместного приказа №789 Минэкономики, Минэкологии и Миндоходов. Отмена этих документов позволит исключить злоупотребления служебным положением чиновников различных эшелонов власти, которые вовлечены в этот процесс.

В результате это позволит:
- создать прозрачный механизм на рынке управления отходами упаковки;
- повысить уровень утилизации ТБО;
- внедрить раздельный сбор ТБО;
- увеличить вовлечение вторичного сырья в оборот;
- улучшить экологическую ситуацию в Украине.


Может ли эту проблему решить бизнес?

Бизнес-сообщество призывает правительство дать ему возможность самостоятельно решать вопрос утилизации, используя лучшие европейские практики. Основной идеей является создание расширенной ответственности производителей (РОП), что подразумевает передачу ответственности за переработку и утилизацию упаковки продукции самим предприятиям. А они уже решат, как будут утилизировать упаковку – самостоятельно или коллективно, путем создания уполномоченных организаций. Такие организации финансируются компаниями-импортерами и обеспечивают раздельный сбор ТБО, их вывоз, сортировку и переработку/утилизацию. При этом Министерство экологии и природных ресурсов осуществляет контролирующую функцию – следит за выполнением норм переработки и утилизации отходов упаковки.

Будем надеяться, что уже в ближайшем будущем КМУ отменит вышеуказанные постановления и сделает шаг к реализации лучших европейских практик, особенно в рамках курса правительства, направленного на дерегуляцию, и в свете подписания экономической части Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, где основным требованием будет внедрение системы раздельного сбора и принципа расширенной ответственности производителей.


 

cover-a4 food te-02-2019

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер