Без традиции

E-mail

Обзор рынка перепелов

Отечественный рынок перепелиного мяса и яиц насыщен всего на 20%, что дает основания говорить о дальнейшем активном росте и развитии данного направления агробизнеса.

История развития отрасли

Первые перепелиные фермы появились в Японии около 200 лет назад, впрочем, активное развитие данной отрасли пришлось на 70-е годы пришлого века, когда была проведена активная маркетинговая кампания, направленная на популяризацию перепелиной продукции среди населения. После чего перепелиное мясо и яйца стали неотъемлемой частью рациона японцев. В европейских странах перепелов начали разводить сравнительно недавно. Так, в Украину первую птицу завезли из Югославии в 1964 году, и в 60-е появились фермы с поголовьем 30–40 тыс. голов. Но активная «антиреклама», сообщающая об отсутствии существенных различий между перепелиными яйцами и мясом и куриными, спровоцировала спад развития отрасли, который продлился до 1970–80-х. Современный этап развития перепеловодства в Украине начался в конце 1990-х, хотя эта птица остается редкой и нетрадиционной для фермерских хозяйств. Основными причинами растущего спроса на перепелов стали:

- простота содержания и кормления;

- высокие вкусовые качества мяса и перепелиных яиц по сравнению с куриными;

- длительный срок годности перепелиных яиц по сравнению с куриными;

- небольшой инвестиционный порог и малый период окупаемости проекта.

Главной движущей силой развития отрасли перепеловодства должна стать активная рекламная кампания по развитию культуры потребления данной продукции. Но не все предприятия могут позволить себе такие рекламные бюджеты, что существенно затягивает процесс информирования потребителей.

Объемы рынка

В Украине поголовье птицы составляет 3 млн, при этом 12 лет назад данный показатель равнялся – 150 тыс., что в 20 раз меньше (для сравнения: в Японии ежегодно выращивают более 80 млн голов). Объем производства перепелиных яиц в стране превышает 600 млн. Производительность одной перепелки составляет в среднем 250–280 яиц в год. На забой ежегодно отправляют около 7–8 тыс. перепелов, что в среднем дает 1,2–1,3 тонны мяса.

Основными потребителями перепелиных яиц и мяса являются жители крупных городов, где предложение продукции достаточно хорошее. Но в небольших городах и селах перепелиной продукции практически нет. Для увеличения производства и охвата потребителей данных регионов требуется инвестировать порядка 300–400 млн грн. Спрос на перепелиные яйца характеризуется сезонными колебаниями: продажи осенью превышают спрос в летний период в несколько раз. В денежном выражении емкость рынка перепелиной продукции в 2013–3014 гг. оценивается в 420–450 млн грн, при этом порядка 85% – это перепелиные яйца, а 15% приходится на помет и тушки.

Конкурентная ситуация

В Украине насчитывается около 560 предприятий отрасли перепеловодства. Порядка 10 крупных перепелиных ферм (или 2% от их общего количества) имеют поголовье более 50 тыс. (у некоторых поголовье превышает 100–150 тыс.). На их долю приходится порядка 22% от общего объема производства перепелиной продукции в 2013–2014 годы.

Это такие компании, как:

- СООО «Продовольственный альянс» (Черкасская обл.) – крупнейший производитель перепелиного мяса и яиц в Украине и один из наиболее рентабельных (прибыльность – на уровне 10–15%);

- фермерское хозяйство «Николай» (Житомирская обл.) работает на рынке с 1998 года; поголовье порядка 100 тыс. перепелов; штат работников – 25 человек;

- ООО «Агрокомплекс «Феникс» (Киевская обл.): поголовье – 100 тыс. перепелов;

- ЧП «Концерн СВК» (Киевская обл.): штат сотрудников – 5 человек; поголовье – порядка 70 тыс;

- ООО «Агрофирма «Арик» (Запорожская обл.) работает на рынке с 2004 года; поголовье – порядка 150 тыс.

Количество средних предприятий с поголовьем от 10 до 50 тыс. составляет около 50 (или 9% от общего числа). На их долю приходится порядка 39% от общего объема производства перепелиной продукции в 2013–2014 годы. К их числу относятся следующие компании:

- фермерское хозяйство «Повит-Агро» (Киевская обл.): поголовье составляет порядка 30 тыс., но в планах предприятия наращивание до 100 тыс;

- ООО «Фирма «Сельснабсервис» (Херсон): штат сотрудников – 6 человек;

- ООО «Альфа Альянс» (Запорожье): штат сотрудников – 7 человек;

- ООО «Золотая перепелочка» (Львовская обл.): штат сотрудников – 5 человек;

- СООО «Токмакская инкубаторная станция» (Запорожская обл.) работает с 1946 года, специализируется на разводе молодняка всех видов домашней птицы; штат сотрудников – 18 человек;

- ООО «Колос-Агро Трейд» (Сумская обл.): штат сотрудников – 37 человек;

- фермерское хозяйство «Волосожар» (Киевская обл.): штат сотрудников – 3 человека, поголовье перепелов – около 15 тыс.

Численность мелких хозяйств с поголовьем менее 10 тыс. составляет около 500 (или 89% от общего числа). На их долю приходится около 39% общего объема производства перепелиной продукции в Украине. Среди них известными являются ЧП «Усатенко» (Кировоградская обл.), которое работает на рынке с 2009 года, поголовье – порядка 2 тыс., а штат сотрудников составляет 3 человека; «Карпатский перепел» с поголовьем 7 тыс. и прочие.

Себестоимость, рентабельность

Главной статьей расходов (около 80%) перепелиной фермы является закупка комбикормов. Одна взрослая перепелка потребляет ежедневно 25–30 г корма в зависимости от породы. Но проблемой бизнеса является нехватка качественного корма, который содержал бы весь спектр необходимых птице питательных веществ, витаминов и микроэлементов (во многие смеси следует добавлять мел, ракушечник, рыбную муку). Наиболее оптимальные корма, по данным операторов рынка, производятся на таких предприятиях, как АО с ИИ «Киев-Атлантик Украина» (Киев) и КХП «Новоукраинский» (Кировоградская обл.). Средняя стоимость корма для перепелов составляет порядка 4,5 грн за кг. Перепелиный бизнес характеризуется высоким уровнем рентабельности – порядка 10–15%.

Ценовая политика, ассортимент

Перепелиные фермы специализируются на выращивании птицы яйценосных и мясных пород. К первой группе относят такие породы, как мраморные, британские черные, белые английские, смокинговые, японские перепела. Мясные породы – это фараоны и американские бройлерные. Наибольшим спросом среди первой группы пользуется японский перепел, продуктивность которого составляет 250–300 яиц в год. Среди мясных пород популярны фараоны (вырастают до 310 г и дают большое количество яиц – 220 шт.) и техасские белые бройлерные, которые при нормальном питании вырастают до 480 г.

Оптовая цена яиц составляет порядка 6 грн за 10 шт., а розничная – около 8–11 грн (может достигать и 40 грн в зависимости от породы). По состоянию на 2013 год цена суточного перепеленка составляет от 4 грн, перепеленка недельного возраста – на уровне 10 грн, месячного – 15 грн, а взрослой особи – 25–30 грн за штуку. При этом стоимость самцов ниже – около 15–20 грн. Тушки перепелов стоят порядка 50–65 грн (до 100 грн) за кг в охлажденном виде и около 30–35 грн за кг в замороженном.

Сбыт

Основными каналами сбыта перепелиных яиц являются рынки и супермаркеты, а мясо перепелов реализуется преимущественно в сети HoReCa. Учитывая полезные свойства перепелиной продукции, среди каналов ее реализации также выделяются детские сады, санатории, дома отдыха и пр. Чаще всего продукцию сбывают внутри региона производства для сохранения свежего вида и минимизации логистических затрат и расходов на холодильное оборудование.

Об этом более подробно – в аналитическом материале компании Pro-Consulting.



 

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Баннер
Баннер
Баннер