FOOD UA, FOOD T&E


Баннер
Баннер

«ЧУМАК» ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ САХАРА

E-mail

Украинская компания «Чумак» начала заменять сахар в своих продуктах натуральным экстрактом сладкой травы стевии. Главная причина такого решения — следование тренду здорового образа жизни, который продолжает набирать обороты. Нововведение позволило не только создать натуральные и более здоровые продукты, но и существенно снизить себестоимость производства. Генеральний директор ПрАТ «Чумак» Константин Шевченко рассказал нам о новых продуктах и перспективах развития компании.

Константин, расскажите об истории возникновения компании. Легко ли было занять лидирующие позиции на рынке

Компании «Чумак» 21 год. Она была основана шведскими инвесторами в Каховке Херсонской области. Сегодня «Чумак» является лидером на рынке продуктов питания в сегменте кетчупов, томатных паст, соусов на майонезной основе, макарон и соковой продукции. В разных сегментах мы занимаем либо первую, либо вторую позицию.

«Чумак» – это локальный игрок, то есть основным рынком сбыта для нас является Украина. И здесь нам приходится конкурировать с международными компаниями. Конечно, сложно «бодаться» например, с Nestle, и удерживать лидирующие позиции, но нам это удается, в том числе за счет инноваций.

У нас горизонтальная иерархия. Интернациональные команды, проектный менеджмент – это все присутствует в нашей культуре. Соответственно, вывод новых продуктов на рынок происходит очень быстро, и по уровню инноваций мы лидеры. Последние пять лет мы либо получаем гран-при, либо ходим в тройку призеров престижной премии Effie.

Почему вы решили отказаться от сахара в своих продуктах?

Это мировая тенденция – люди начинают обращать внимания на то, что они едят, на состав продуктов. Популярны так назывемые low in и free from, то есть продукты с минимальным содержанием и полным отсутствием вредных для здоровья компонентов. Только с 2010 по 2014 год мировой рынок «правильного питания» вырос в два раза. Сегодня он оценивается в $648 млрд.

Исследовательская компания NPD Group называет именно сахар продуктом номер один, от которого пытаются отказаться внимательные к своему здоровью потребители. Правда, отказаться от сахара не так легко, ведь он повсеместно используется в пищевом производстве, а также вызывает привыкание к «сахарному вкусу».

Почему вы выбрали стевию в качестве замены сахара?

Сегодня экстракт стевии — это самый распространенный натуральный экстракт-заменитель сахара, одобренный в 65 странах мира, в том числе для использования в продуктах для детей.

Использование стевии обусловлено двумя основными причинами — она не влияет на уровень сахара в крови и не калорийна, что особо ценят адепты здорового образа жизни. Кроме того, стевия в 250-300 раз слаще сахара и усиливает вкус других ингредиентов, что позволяет производителям делать свои продукты доступнее покупателю.

С какими трудностями пришлось столкнуться при внедрении этой технологии?

Компания «Чумак» столкнулась тем, что у экстракта стевии профиль вкуса существенно отличается от вкуса сахара. У сахара привычный нам одномоментный профиль вкуса. У натуральной стевии сладость наступает быстро и долго держится во рту.

Когда мы решили сделать кетчуп Light, и поставили себе амбициозную цель заместь в нем 100% сахара на стевию, первые 15 попыток были неудачными, потому что мы не могли повторить профиль вкуса. При этом экстракты, которые мы покупали, были ощутимо дороже сахара. Поэтому мы решили идти собственным путем – закупили листья стевии и начали исследовать, как можно сделать из них экстракт. Где-то с тридцатой попытки мы выработали такую рецептуру, которая позволила максимально приблизиться к привычному профилю вкуса. Потребитель не замечает, что в конечном продукте нет сахара.

Мы первые в мире заменили 100% сахара в кетчупе. У других известных брендов, например Heinz, максимальная доля замещения составляет 30-50% для удержания профиля вкуса.

Какие продуктовые новинки вы предлагаете покупателям в этом году?

Компания «Чумак» в течение последних трех лет проводит исследования по очистке и модификации экстракта стевии, улучшению его вкуса и использованию в продуктах питания. В прошлом году специалисты компании создали уникальный и недорогой способ гармонизации вкуса экстрактов стевии — Harmonix. Так появился первый в мире кетчуп, в котором экстракт стевии полностью заменяет сахар, — «Чумак Light». Калорийность продукта уменьшилась на 60%, при этом кетчуп полностью сохранил свой вкус и «сладость».

У нас широкий портфель – около 270 артикулов. Уже в этом году частино заменили сахар на стевию во многих привычных и любимых потребителями продуктах. В ближайших планах еще 20 продуктов, в том числе детский кетчуп, который разрешен для потребления детьми старше трех лет.

Каков экономический эффект нововведений

Замена сахара только в пяти продуктах позволила нам получить экономию порядка миллиона гривен. Мы заменили от 15 до 30% сахара в разных вкусах. Это высокая экономия.

Так сложилось, что в Украине «Чумаку» первому удалось получить экстракт стевии, который позволил не только дать людям более здоровый продукт, но и экономию производителям. Этой идеей мы решили поделиться с другими, поэтому родился проект Green Leaf.

Сейчас мы предлагаем готовые рецептуры, которые позволяют производителям экономить по сравнению с использованием сахара до 50%. Например, если сахара в продукте 10%, а половину заместить экстрактом стевии, который дешевле в два раза, то экономия составит 2,5%. Это большие деньги в наше время, многие производители борются и за полпроцента экономии. Это очень выгодно производителям продукции, где удельный вес сахара высокий, превышает 20%.

Как отреагировал потребитель на эксперименты со стевией

В Украине людей, которые заботятся о своем здоровье, пока не так много, а те, что есть, настоящие наши фанаты. Но мы хотели бы сделать более здоровым массовый продукт. Для тех потребителей, которые пока не читают состав на этикетках, тоже нужно что-то делать. Поэтому мы постепенно и очень аккуратно замещаем сахар, чтобы человек не ощутил разницы вкуса.

В первую очередь продукт должен отвечать ожиданиям потребителя. Если продукт не нравится, не подходит, то даже если он в 10 раз дешевле, нет смысла его предлагать.

Какие вы видите перспективы на рынке Украины, есть ли у компании конкуренты в этом направлении?

Наша команда гордится продуктом, который мы выпускаем. Мы рады, что у нас в семьях на столах стоят наши продукты. Нам не стыдно давать их своим детям. Мы следим за глобальными трендами и стараемся потреблять меньше вредных продуктов, и решили, как ответственный производитель, делиться с этим с другими.

Мы рады, что мы возглавили этот тренд в Украине. В здоровом питании нельзя говорить о конкуренции, нужно говорить об ответственном отношении к обществу. Кто подключится к этому тренду, тот и молодец!

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер